г. Казань, ул. Сафьян, д. 8
info@crowe-audex.ru
Заказать звонок

Налоговый маневр для предприятий IT сектора

30.11.2020

Налоговый маневр для предприятий IT сектора

В соответствии с законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ, где приняты поправки НК РФ снижающие налоговую нагрузку на предприятия it сектора, с 1 января 2021 года:

- для российских IT-компаний при соблюдении определенных условий, снижена с 20% до 3% ставка налога на прибыль;

-  устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% -для организаций, имеющих право на пониженную ставку налога на прибыль.

    Ставки налога на прибыль снижаются для российских компаний, которые получили   государственную аккредитацию как организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, или оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы, электронной (радиоэлектронной) продукции (далее-ПРИЭКБ) согласно п. 1.15 и п. 1.16 ст. 284 НК РФ. Государственную аккредитацию организаций в области информационных технологий осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На конец 2020 года в указанном реестре насчитывается более 12 тыс. компаний. Формирование и ведение единого реестра российской радиоэлектронной продукции осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Кроме включения в реестры организации должны также соответствовать следующим условиям: -среднесписочная численность их работников за отчетный (налоговый) период составляет 7 или более человек; -доля их доходов от деятельности в области IT за отчетный (налоговый) период составляет не менее 90% их общего дохода за тот же период. Для определения доли учитываются доходы (с некоторыми ограничениями) по данным налогового учета: - от реализации   разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных); - передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору. При этом не учитываются доходы от предоставления прав использования программных продуктов, состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении товаров или услуг, или поисковых системах.

Условия для снижения тарифов страховых взносов такие же, как и для снижения ставок по налогу на прибыль – государственная аккредитация в специализированных реестрах в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации; средняя списочная численность работников и доля засчитываемых для указанной цели доходов - не менее 90%. Для таких организаций с 01.01.2021 года установлены тарифы в следующем размере (п.п. 3 п. 1, п.п. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ): -на ОПС - 6%; - по ВНиМ - 1,5%; -на ОМС - 0,1%; суммарно - 7,6%. Величина тарифов по взносам на травматизм не меняется. Участники проекта "Сколково" осуществляющие деятельность в области информационных технологий или деятельность ПРИЭКБ, выполняющие все необходимые условия, вправе выбрать тарифы страховых взносов и соответствующий порядок их применения - предусмотренные для участников проекта "Сколково" или компаний, осуществляющих деятельность в области it либо ПРИЭКБ . Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 28.09.2020 N 03-03-10/84983. При этом выбор плательщиком страховых взносов пониженных тарифов страховых взносов, установленных для одной из вышеуказанных льготных категорий плательщиков страховых взносов, не ставится в зависимость от применения им преференций по   НДС и налогу на прибыль организаций

Еще на этапе законопроекта в финансово-экономическом обосновании   были обозначены суммы выпадающих доходов бюджета, которые в окончательном варианте законодатель компенсировал отменой ряда льгот по НДС и преференций по налогу на прибыль. Законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ приняты положения, изменяющие порядок списания отдельных видов затрат и корректировку льгот по НДС, в частности:

- изменены нормы НК РФ, регламентирующие освобождение от НДС реализации на территории РФ исключительных прав на программные продукты для электронных вычислительных машин и базы данных (п.п.26; 26.1 п.2 ст.149 НК РФ);

- прекращает действие положение НК РФ, согласно которому IT-компании учитывали приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов.

В 149 статью НК РФ включены дополнительные условия, позволяющие освобождать от НДС реализацию исключительных прав на продукты интеллектуальной деятельности. В новой редакции п.п. 26 п.2 ст.149 НК РФ исключительные права на программы для электронных вычислительных машин и базы данных освобождаются от НДС только в случае их включения в госреестр организаций в области информационных технологий на основании лицензионного договора (п.п.26.1 п.2 НК РФ). При этом не освобождается передача прав на продукты, способствующие распространению рекламной продукции, распространению товаров (в т. ч. в сети Интернет) или программных продуктах поискового назначения (абз.2 п.п. 26 п.2 ст.149 НК РФ). Так же, с 1 января 2021 года утрачивает силу п.6 ст.259 НК РФ, согласно которому IT-организации учитывали приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов. Теперь организации it-сектора стоимость электронно-вычислительной техники свыше 100 тыс. руб. будут списывать в расходы   путем амортизации.

Официальная позиция состоит в том, что вводимое сокращение налоговой нагрузки для ИТ-сферы должно стать значимым стимулом для развития, как для российских, так и для иностранных компаний в России. При этом нельзя не отметить, что в части налога на прибыль выпадают доходы региональных бюджетов, поскольку происходит обнуление ставки налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта федерации РФ, а увеличивается налогооблагаемая база по НДС, подлежащего уплате в федеральный бюджет РФ. Снижение ставок по страховым взносам должно позволить российским ИТ-компаниям предлагать более конкурентные условия оплаты труда, повысить качество разработки российских продуктов и сервисов и расширить российский сегмент мирового it-рынка.

Однако многие эксперты отмечают, что в условиях отмены части льгот по НДС трудно определить целевую группу бенефициаров вводимого налогового маневра и ожидать возврата в российскую юрисдикцию разработчиков из Кипра, Мальты или других стран с более либеральным налоговым и валютным законодательством. Например, на рынке разработки приложений для мобильной сферы более половины оборота приходится на рекламные и маркетинговые продукты, которые по новым условиям подлежат обложению НДС. Mail.Ru Group зарабатывает на играх, а «Яндексу» большую часть выручки приносит реклама. Стандартная структура затрат разработчиков программных продуктов определяет фактическое отсутствие «входящего» НДС, соответственно, такие компании будут вынуждены либо увеличивать стоимость услуг, либо терять 20% доходов. Программа поддержки развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации предусматривает выделение субсидий на погашение уплаченного НДС, для этого софт   должен быть внесен в реестр отечественного программного обеспечения. Однако, очевидно, что бюрократические процедуры и оценка последующих рисков получения государственных денег не будут способствовать полноценной замене отмены льгот и развитию отечественной it-индустрии в обозначенных планах.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? Будем рады ответить!