menu close Обратная связь Контакты search close
Виктор Тимохин, Директор по аудиту
17.10.2020

Жесткие кары за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.

 C 1 января 2020 года в Закон "О бухгалтерском учете" введена новая статья 18 «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ). Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если аудит обязателен). Формирует и ведет данный ресурс ФНС.

В целях формирования ГИРБО организации обязаны представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по своему месту нахождения.

Обязательный экземпляр отчетности представляется в ГИРБО в виде электронного документа по ТКС через оператора электронного документооборота не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Электронные форматы отчетности и аудиторского заключения, а также порядок их представления утверждаются ФНС.


Перспективы усиления наказания по проекту нового КоАП.

Законопроект 02/04/05-20/00102447

В мае 2020 г. обнародован проект нового КоАП РФ, в случае принятия которого усилится ответственность за несдачу/несвоевременную сдачу в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности и/или аудиторского заключения о ней (в случае обязательного аудита). В частности, статья 29.28 нового КоАП предусматривает следующие санкции:

Если отчетность ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ:

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение сроков предоставления отчетности и/или аудиторского заключения

Не более 10 дней

от 5 до 10 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

Более чем на 30 дней

от 300 до 500 тыс. руб.

Непредоставление отчетности и/или аудиторского заключения, а равно несоответствие годовой отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению, ранее предоставленной отчетности за тот же отчетный год

от 500 до 700 тыс. руб.

 

Если отчетность НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ:

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение сроков предоставления отчетности

более чем на 30 дней

от 50 до 70 тыс. руб.

Непредоставление отчетности, а равно предоставление ее в неполном составе

от 100 до 200 тыс. руб.

Все штрафы предусмотрены только для юридических лиц.

 


Извлечение из законопроекта

Статья 29.27. Нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29.8 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.


Примечания.

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности в настоящей статье понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

2. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

3. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в случаях:

представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 29.28. Непредставление или нарушение сроков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс

1. Нарушение срока представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, установленного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", не более чем на десять дней -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение срока представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской(финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, установленного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Нарушение срока представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, установленного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

4. Нарушение сроков представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, установленных статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, представление которой предусмотрено статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а равно представление ее в неполном составе -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, представление которых предусмотрено статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", представление ее в неполном составе, а равно несоответствие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению о ней, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за тот же отчетный год, ранее представленной в налоговый орган в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.


Примечания.

1. Под непредставлением юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, представление которых предусмотрено статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", понимается непредставление указанных отчетности и (или) аудиторского заключения до 31 декабря года, следующего за отчетным годом, включительно.

2. Под представлением юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в неполном составе понимается представление указанной отчетности в составе, отличном от состава бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного статьей 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.


Какая ответственность действует сейчас?

В настоящее время предусмотрена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (с 10 апреля 2016 г.), в соответствии с которой должностному лицу грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, существует наказание за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. При этом, в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.

 

Расширенный состав грубых нарушений правил бухучета

Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, с 10.04.2016 г. значительно расширен.

Грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

– занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

– искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

– регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

– ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

– составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

– отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

 

Отсутствие аудиторского заключения

Обращаем особое внимание на то, что наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

– в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

– во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

– в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за соответствующие годы приведены на сайте Минфина РФ).

Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть, выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки или по требованию. А какое за это последует наказание, решит суд.

Таким образом, в связи с усилением ответственности в сфере бухучета, мало у кого из руководителей организаций, планирующих и далее активно заниматься деятельностью в должности руководителя, возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

 

Отсутствие права на упрощение бухгалтерского учета

В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

– субъекты малого предпринимательства (СМП);

– некоммерческие организации;

– организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

При этом, с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

Таким образом, если организация относится к СМП[1], но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

– не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

– не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные (отложенные) налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

– не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

– использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

– проценты по любым займам учитывать, как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

– не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

– любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

 

Аудиторская проверка как способ минимизации рисков привлечения к ответственности

Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, а также избежать ответственности в виде достаточно серьезных финансовых штрафов, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о сотрудничестве с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов.

Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае, это поможет своевременному выявлению и устранению ошибок в бухгалтерском (налоговом) учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также для осуществления превентивных мероприятий по минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового законодательства.



[1] К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, для отнесения к СМП организация должна быть включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот реестр формирует ФНС на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.