menu close Обратная связь Контакты search close
Тимохин Виктор Александрович

Тимохин Виктор Александрович

Партнер, Директор по аудиту

«Они были похожи на инопланетян». 

Управляющий партнер «Кроу Аудэкс» Виктор Тимохин рассказал, как аудит стал делом его жизни.

Виктору Тимохину удалось добиться карьерного роста от студента КГФЭИ до директора ООО «Аудиторско – консалтинговая компания «Кроу Аудэкс» и Заслуженного экономиста Республики Татарстан. Передаем слово Виктору Александровичу, чтобы узнать его путь с первых уст.

О ЛЮДЯХ В БЕЛЫХ РУБАШКАХ И КОСТЮМАХ.

«А это – наши аудиторы!»

Впервые я увидел настоящих живых аудиторов около 30 лет назад, когда находился по производственной необходимости в заводоуправлении ПО «Органический синтез» (в настоящее время ПАО «Казаньоргсинтез»). По коридору, как по подиуму, шли несколько человек в белых рубашках, темных галстуках и костюмах. Они обращали на себя внимание, т.к. многие работники и сторонние посетители так одевались (в лучшем случае) только по праздникам, а тут… На мой недоуменный вопрос сотруднику бухгалтерии: «Кто это?», я получил, с оттенком неподдельной гордости, ответ: «А это - наши аудиторы!».

Действительно, это были сотрудники одной из крупнейших международных аудиторских компаний, входящих в то время в так называемую «большую шестерку». Естественно, что для меня, недавно закончившего КФЭИ, они были похожи на инопланетян, настолько они отличались от окружающих их людей. Конечно, сразу появилось огромное желание быть хоть в чем-то похожим на них. Однако, впоследствии, столкнувшись как клиент, с местными представителями аудиторской профессии, вся эйфория моментально улетучилась. Это было связано прежде всего с тем, что на вопросы, которые я задавал аудиторам-консультантам, практически сам же и формулировал ответы, получая многозначительное профессиональное благословление.

РИСК – ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ И БЛАГОДАРНОЕ. О ТОМ, КАК ШАГНУТЬ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ И ОТКРЫТЬ НОВУЮ ДОРОГУ

Решившись через пару лет сменить бухгалтерскую профессию на аудиторскую, я получил первое представление о нюансах этой профессии от своих знакомых по институту. И был приятно удивлен, увидев во главе компании «Аудэкс» Гимадутдинова Айрата. При первом собеседовании я был несколько шокирован тем, что зарабатывать на первых порах я буду раз в пять меньше, чем получал, работая в должности заместителя главного бухгалтера ремонтно-строительно-монтажного треста. К тому же мое дальнейшее финансовое положение неразрывно будет связано с необходимостью постоянного профессионального и личностного развития. Конечно, это были амбициозные цели для молодого специалиста, да еще в сравнительно новой и не совсем понятной для всей страны профессии.

АУДИТ – ЭТО ЗАБОТЛИВЫЙ ТЕРАПЕВТ.

Однажды один медицинский работник спросил у меня , в чем суть профессии аудитора. Пришлось приводить сравнительные ассоциации, близкие ему для понимания. Если налоговый инспектор в те времена приходил с проверкой в организации, как правило, чтобы обнаружить налоговые правонарушения и, соответственно, взыскать в бюджет недоимки по налогам и штрафных санкций (как хирург – отрезать), то аудитор был призван в том числе минимизировать налоговые риски (как терапевт – правильно поставить диагноз и назначить лечение).

АУДИТ В 90-Х. О НЕОБХОДИМОСТИ ИМЕТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ СИЛУ

Учитывая уровень технического оснащения в начале-середине 90-х годов, аудиторы в то время не имели современных средств орг. техники и связи (ноутбуки, планшеты, смартфоны, интернет, доступ к электронным справочно-правовым системам и т.п.). Таким образом, учитывая, что аудит в России тогда проводился, как правило, по принципу «2 в 1», т.е. «аудит +консалтинг», все нормативные и методические материалы необходимо было постоянно иметь при себе, т.е. на бумажных носителях, которые могли уместиться только в значительном по объему кейсе (дипломате, чемодане, бауле и т.п.). Если у клиента возникал какой-то проблемный вопрос, то было достаточно эффективным (и даже эффектным!) достать из объемистого кейса решение этого вопроса в виде разъяснения налоговых органов, Минфина РФ или судебно-арбитражной практики. Таким образом, очень важным было просто «дотащить» до места проверки этот «багаж знаний». Само собой, что хрупкие девушки таскать с собой такие тяжелые «ответы на вопросы» позволить себе не могли, поэтому первое время в аудиторской профессии их было не так уж и много. Результатом нашей работы, как и в настоящее время, были аудиторские заключения и аудиторские отчеты (письменная информация), которые формировались вручную на бумажных носителях, а затем передавались для печати офисным сотрудникам (как секретарям – машинисткам).

О ПЕРВОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ

Все прошло, как в волшебном сне. Во-первых, первым учителем в области аудита и взаимоотношений с клиентами была легендарная Варфоломеева Вера Алексеевна (низкий ей поклон от своего ученика!). Во-вторых, обстоятельства, связанные с проверкой, также были сказочными: ежедневный обед в одном из центральных городских ресторанов (не за мой счет), торжественный банкет по случаю успешного завершения проверки и т.п. Однако, в дальнейшем пришлось убедиться на собственном опыте, что это было исключение из правил. Последующие аудиторские проверки проходили уже без «внешних излишеств», при хороших коммуникациях с приятными людьми и в обычном рабочем порядке.

КАК АУДИТ НЕ ДАВАЛ УСНУТЬ.

В моей практике были и очень сложные проекты, связанные, например, с подготовкой материалов по приватизации некоторых организаций. В этих проектах зачастую приходилось работать до 3-4 часов утра и эта переработка была связана исключительно с интересами клиента, т.е. уже тогда реализовывался один из наших важнейших принципов работы в компании «Аудэкс» - клиентоориентированность.

САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ НАС – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Очень важно, что со многими людьми, с которыми пришлось контактировать на протяжении более 25 лет профессиональной деятельности, до сих пор сохранились прекрасные человеческие отношения, несмотря на то, что многие из них неоднократно меняли место работы.

Конечно, сейчас молодому поколению аудиторской профессии уже невозможно представить свою деятельность без ноутбуков, смартфонов, интернета и прочих достижений технического прогресса. С течением времени все больше и больше бизнес-процессов автоматизируется, коммуникации переходят в виртуальную плоскость, социальные сети и т.п. Однако, как свидетельствуют результаты опросов наших клиентов, в основе успешного и эффективного взаимодействия клиентов с аудитором по-прежнему лежат человеческие взаимоотношения, т.е. «человеческий фактор».