г. Казань, ул. Сафьян, д. 8
info@crowe-audex.ru
пн-чт с 8:30 до 17:30
пт с 8:30 до 16:30
Заказать звонок

Квалифицированные электронные подписи: новые правила

23.08.2021
С 01.01.2022 выпуск квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов возлагаются на ФНС России. Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года. Удостоверяющие центры ФНС России (УЦ) функционируют в операционных залах ИФНС РФ– экстерриториально и в рамках переходного периода с 1 июля 2021 уже осуществляют бесплатный выпуск КЭП.
Часть действующих операторов - коммерческих удостоверяющих центров, получив государственную аккредитацию по новым правилам (N 476-ФЗ от 27.12.2019) перешла в категорию аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ), которые с 01.07.2021 по 31.12.2021 имеют право выдавать КЭП юридическим, физическим лицам, и ИП. После 01.01.2022 смогут выдавать электронную подпись только физическим лицам – как обычным гражданам и сотрудникам организаций. Принадлежность этих граждан к конкретным организациям будет удостоверять новая доверенность в электронном формате.
Электронный формат новой доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика официально начнет действовать с 22 августа 2021 года. С этой даты вступает в действие приказ ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@, утверждающий формат указанной доверенности. Бесплатную КЭП могут получить юридические лица (их представители, действующие без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы. Указанные категории пользователей обращаются в ИФНС с подтверждающими личность документами и своими носителями информации (Рутокен). Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям. Возможна подача заявления на выпуск КЭП через "Личный кабинет налогоплательщика - физического лица" – для ИП и руководителей организаций, действующих без доверенности.
Третья группа удостоверяющих центров, обозначенных как «доверенные лица УЦ ФНС России» являются дополнительными операторами выдачи ЭЦП от имени ФНС России, их перечень утверждается отдельными нормативными документами и представлен на сайте ФНС. Согласно п.16 ст.1 федерального закона N 476-ФЗ от 27.12.2019 эти центры как «доверенная третья сторона» могут подтверждать действительность электронных подписей и сертификатов, выданных АУЦ, проверять полномочия участников электронного взаимодействия, и пр.. Информационные системы таких центров присоединяются к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре согласно технологическим стандартам как для государственных и муниципальных услуг. Так, в частности, одним из двух доверенных лиц УЦ ФНС России (на 19.08.2021) является ПАО Сбербанк России. Выпускаемая там ЭЦП предназначена для документооборота в экосистеме Сбербанка, хранится в облаке, и на текущий момент не может использоваться для других целей.
Для кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций, государственных органов, органов местного самоуправления (подведомственных организаций) предусмотрены отдельные Удостоверяющие центры: Центрального банка и Федерального Казначейства РФ.
Электронные подписи, которыми на текущий момент подписывают документы организации и индивидуальные предприниматели, можно будет использовать до истечения срока их действия или до 31.12.2021 включительно. Такая информация содержится в п.4 ст. 3 закона N 476-ФЗ от 27.12.2019 и разъяснительной информации на сайте ФНС России. При этом действующие коммерческие удостоверяющие центры (Контур, СБИС) ссылаются на письмо Министерства цифрового развития РФ от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604 (абз.4 п.3), где утверждается, что что «если квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи были созданы таким удостоверяющим центром до 1 июля 2021 года и при этом удостоверяющий центр прошел аккредитацию по правилам, установленным Федеральным законом N 476-ФЗ, до 31 декабря 2021 года, то такие сертификаты действуют до окончания срока действия сертификатов ключей проверки такой электронной подписи».
Не исключено, что указанное несоответствие сроков действия КЭП, выданных аккредитованными по новым правилам АУЦ, будет трактоваться ближайшие месяцы и ФНС России в пользу налогоплательщиков и коммерческих центров, но пока такого разъяснения не опубликовано, целесообразнее воспользоваться услугами УЦ ФНС. На наш взгляд, если ФНС России не подтвердит достоверность положений указанного письма Минцифры РФ, организациям (индивидуальным предпринимателям и нотариусам) имеет смысл обратиться в ИФНС РФ, получить КЭП в Удостоверяющем центре ФНС и осуществить ее настройку до конца текущего года.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? Будем рады ответить!